Валентина (uchitelj) wrote in antik_mosaik,
Валентина
uchitelj
antik_mosaik

Categories:

Мозаики Санта Мария Маджоре. 5 век

Originally posted by pavel_otdelnov  Я очень люблю мозаики этого храма. Люблю за то, что в них ещё много античного, за то, что в них ещё не сформирован большой стиль. За их необычную динамику и активные фоны.
Лазарев утверждает, что они связаны с ранневизантийскими миниатюрами. Их датируют 432-440г.
К сожалению, мозаика апсиды не сохранилась, новую мозаику сделали в конце 13 века. Пятый век - на триумфальной арке и на боковых стенах.
DSC_6562
1.
Рассмотреть их было довольно трудно из-за очень плохого света (я истратил на подсветку кучу денег).
И из-за того, что они очень далеко. Никакой хорошо иллюстрированной книжки про эти мозаики я не нашёл.

Для описания - процитирую В.Н. Лазарева.
На триумфальной арке сцены из детства Христа, города Иерусалим и Вифлеем и Этимасия с четырьмя символами евангелистов наверху и фигурами апостолов Петра и Павла по сторонам.
DSC_6565
2.
В Санта Мария Маджоре цикл сцен из детства Христа приобрел налет несколько нарочитой торжественности, в чем нельзя не усматривать воздействия триумфальной тематики: первое пришествие Христа прославляется здесь согласно схеме императорских триумфов.
DSC_6570
3.
В первом ряду сцен главный акцент поставлен на признании Христа его родителями, Симеоном, Анной и первосвященниками (т. е. евреями), во втором ряду — на признании Христа царями и в третьем ряду — на показе бессилия Ирода перед мистической силой божественного Младенца.
DSC_7387
4.
Весь цикл задуман как наглядное опровержение учения константинопольского патриарха Нестория, отвергнутого на Эфесском соборе 431 года.
DSC_6531
5.
Несторий утверждал, что Христос родился человеком и лишь позднее, с момента крещения, сделался Богом. Поэтому Несторий отказывался признать Марию Богоматерью (Theotokos). Он выдвигал то положение, что нельзя верить в Бога двух-трех месяцев отроду, а также поклоняться младенцу, вскормленному молоком матери и принужденному бежать в Египет ради спасения жизни. В противовес учению Нестория Эфесский собор торжественно объявил Марию не только матерью Христа, но и матерью Бога. С этого момента стал утверждаться культ Богоматери, в ее честь начали строить множество церквей (сначала на Востоке, затем на Западе), ей посвятили особые праздники. И работавшие в Санта Мария Маджоре мозаичисты получили, несомненно, задание от составителя иконографической программы росписи всячески подчеркнуть, в соответствии с решениями собора, божественную природу младенца Христа (отсюда его ореол триумфатора) и прославить Марию как Богоматерь.
DSC_6535
6.
Поэтому в сцене Благовещения Мария облачена в роскошное царское одеяние: на голове ее диадема, в ушах драгоценные камни, вокруг шеи жемчужное ожерелье, на груди осыпанный каменьями аграф. Ее окружает стража из пяти ангелов, над головой витает голубь, а Гавриил, подлетающий к ней сверху, невольно воспринимается как образ античной Виктории. Так некогда скромная Мария выступает здесь в облике царственной Богородицы.
DSC_6529
7.

DSC_7440
8.
Еще сильнее эта тенденция к возвеличению Божества сказывается в Поклонении волхвов, где младенец Христос представлен не на коленях матери, а одиноко и величаво восседающим, подобно царю, на троне, который окружают ангелы, волхвы и две женские фигуры, одна из которых (в пышном царском облачении) изображает несомненно Богоматерь.
DSC_7389
9.

DSC_7391
10.

DSC_7390
11.
Благовещение.
Внимание на фоны: просто космос! Как разработаны все касания, цветовой рельеф.
DSC_7385
12.

DSC_7386
13.

DSC_6558
14.
Наконец, в сцене Бегства в Египет антинесторианская установка авторов мозаик выступает с наибольшей силой: используя апокрифический источник (Евангелие псевдо-МатфеяIV), они показывают как правитель египетского города Сотина Афродисий вышел со своими приближенными поклониться истинному Богу Христу, ибо при появлении младенца Христа в языческом храме упало триста пятьдесят пять идолов.
DSC_6549
15.

DSC_6551
16.

DSC_6554
17.

DSC_6556
18.

DSC_6547
19.

DSC_7432
20.
Не только мозаики триумфальной арки, но и мозаики центрального корабля тяготеют по своей иконографии к Востоку. Вероятно, мозаичисты имели под рукой ранневизантийскую иллюстрированную рукопись, миниатюры которой были положены в основание монументальных композиций. Совершенно несомненны точки соприкосновения с миниатюрами Октатевхов, пользовавшихся большой популярностью в Византии. В мозаиках центрального корабля особенно ясно чувствуется зависимость от миниатюр: изображения часто распадаются на два регистра, причем мелкий масштаб фигур плохо согласуется с местоположением мозаичных панно, находящихся от зрителя на значительной высоте. Невольно создается впечатление, что мозаичисты были связаны теми прототипами, от которых они отправлялись. Монументальный язык, подкупающий нас в произведениях зрелого византийского искусства, здесь явно еще не освоен художниками.
DSC_7402
21.
Монументальный язык, подкупающий нас в произведениях зрелого византийского искусства, здесь явно еще не освоен художниками.
DSC_7404
22.

DSC_7409
23.

DSC_7418
24.

DSC_7419
25.

DSC_6582
26.

DSC_6584
27.

DSC_6586
28.

DSC_6588
29.

DSC_6590
30.

DSC_6592
31.

DSC_6595
32.

DSC_6600
33.

DSC_6490
34.
Единственное качественное, что смог найти в книгах:
фрагменты
img494
35.

img496
36.

img497
37.

img498
38.

img499
39.

DSC_6579
40.

DSC_6580
41.

DSC_6577
42.
Мозаики Санта Мария Маджоре выпадают из основной линии развития римской монументальной живописи, что справедливо отмечали уже В. Кёлер69 и Г. Де Франкович70. Тщетно было бы искать им стилистические аналогии в чисто римских мозаиках Санта Костанца, Санта Пуденциана и Санта Сабина. Не только их иконография связана с восточными источниками, но и стиль, отмеченный печатью большой живописной свободы. Здесь настойчиво дают о себе знать традиции античного импрессионизма, которые в такой чистой форме удерживались в V веке лишь на почве Константинополя и тяготевшей к нему Равенны. Как это ни звучит парадоксально, но мозаики Санта Мария Маджоре по общей степени своей живописности непосредственно перекликаются с мозаическим полом Большого дворца в Константинополе. В них явственно ощущается влияние константинопольской живописи.
DSC_6574
43.
"Коронование Марии" Якопо Торрити. Конец 13 века.
DSC_6567
44.
"Успение" того же времени.
DSC_7394
45.
Tags: +Санта Мария Маджоре, pavel_otdelnov, Рим, библейский сюжет, смальта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments